РАССКАЗЫВАЕТ МИДРАШ Сыновья Ривки — Яаков и Эсав. Уже около двадцати лет Ривка была замужем за Ицхаком, но, несмотря на все их просьбы к Ашему, у них все еще не было детей. Как это объяснить? Такой вопрос задают часто, и ответ на него отнюдь не прост. Если бесплодие — наказание, то за какие проступки Ашем так строго нас судит? Дело в том, что отсутствие детей в семье нельзя рассматривать как некое наказание за какие-то проступки. Прежде всего, нам вообще не дано знать, что в нашей жизни является наказанием, а что — наградой. Нам не дано судить об этом. Как раз в такой ситуации, когда супружеская пара долгое время бездетна, часто мы наблюдаем обратную картину: Ашем именно к конкретной паре особенно расположен и хочет, чтобы они ежедневно молились и просили дать им детей. Причем Он не спешит выполнить их просьбу, чтобы дать им возможность максимально приблизиться к Нему. Во всяком случае так произошло с нашими праотцами. — Авраам и Сара молились семьдесят пять лет, прося Ашема послать им сына. — Ривка молилась двадцать лет, пока ей не был дарован ребенок. — Рахель также была бездетна и четырнадцать лет молила Ашема послать ей детей. — Хана ждала девятнадцать лет появления на свет Шмуэля. Двадцать лет прожили Ицхак и Ривка вместе, после чего, поскольку детей у них так и не было, решили отправиться на гору Мориа, где Авраам должен был принести в жертву Ицхака. Ицхак стал просить Ашема: "Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этой праведной женщины!" Ривка просила: "Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этого праведника". Ашем услышал их молитвы, и Ривка забеременела, но беременность ее протекала очень необычно. Ее мучали страшные боли, казалось — у нее внутри происходят невероятные сражения, какие-то неведомые силы пытаются уничтожить друг друга. Каждый раз, когда она проходила мимо бейт-кнесета (синагоги) или бейт-амидраша (дома учения), она чувствовала внутри резкие толчки. Те же движения повторялись, когда она проходила мимо кумирни (где поклонялись идолам). Почему? Дело в том, что Яаков и Эсав проявляли свои природные наклонности уже в чреве матери. Ривка спрашивала знакомых женщин — были ли у них подобные ощущения во время беременности, но те отвечали, что никто из них не испытывал ничего подобного. — Боль моя так сильна, — жаловалась им Ривка, — что лучше бы мне вообще никогда не беременеть. Даже если мне суждено стать матерью двенадцати колен, которые положат начало еврейскому народу, то и это не стоит тех мучений, которые я выношу. За эти слова Ашем лишил Ривку права стать праматерью двенадцати еврейских колен и передал его Рахели и Лее. Измученная болями, Ривка решила пойти в бейт-амидраш (академию) Шема и Эвера, чтобы спросить Ашема, чем закончится ее тяжелая беременность. Там она попросила Шема и Эвера помолиться Ашему, чтобы ее муки прекратились. Шем получил от Ашема пророчество и открыл его Ривке: "Знай, что у тебя родятся близнецы и от них пойдут два великих народа. Народы эти не смогут существовать мирно, но будут находиться в постоянной вражде. Поэтому и в твоем чреве они не могут быть в согласии". — В будущем эти два народа будут стремиться к разным целям. Один будет гордиться дарованной ему Торой, другой — своим богатством. — Оба народа произведут на свет могущественных властителей: один — царя Шломо, который построит Храм, другой — императора Адриана, который разрушит его. — От одного народа произойдет мудрец р.Иеуда Анаси, от другого — злодей император Антоний. Ривка была очень расстроена тем, что на ее долю выпало родить нечестивого сына. Чтобы успокоить праведницу, Ашем дал ей возможность увидеть еще при жизни борьбу между Эсавом и Яаковом, — намек на то, что еврейский народ сможет выжить только благодаря соблюдению законов Торы: если Яаков будет выполнять все предписания, Эсаву не останется ничего другого, кроме как посвятить свою жизнь служению Яакову. В будущем римский император Антоний станет помогать р.Иеуде Анаси. Шем продолжал рассказывать Ривке, что ее ждет в будущем: "Два народа, которым положат начало твои сыновья, станут великими. Но никогда они не будут равны. Расцвет одного будет зависеть от упадка другого. Они будут бороться до прихода Машиаха, но в конце концов старший будет побежден и станет служить младшему". Через некоторое время Ривка родила близнецов. Первый мальчик не был похож на обычного младенца. Его тело сплошь покрывала густая шерсть, а рот был полон зубов. Назвали его Эсав, что означает — "готовый". (Имя Эсав происходит от корня аса — "делать".) Кроме того, оно означает также "покрытый волосами, как поле травой". (В соответствии с этим объяснением, имя Эсав, содержащее корень аин-шин-вав, можно перевести и как "трава".) Лицо Эсава было красным, что указывало на склонность к кровопролитию. Однако само по себе лицо ни о чем не говорит. Даже если человек рождается с резким, агрессивным характером, у него всегда есть возможность, при желании, употребить свою агрессивность на служение Ашему. То есть, можно, не дай Б-г, стать убийцей, но можно, используя это качество, защищать слабых. Вообще, любое предназначение свыше можно изменить в ту или иную сторону. Ашем послал пророка Шмуэля помазать на царство одного из сыновей Ишая. Ишай показал ему всех сыновей, кроме Давида, который в это время пас овец. Ашем сказал Шмуэлю, что ни один из них не заслуживает чести быть царем Израиля. Наконец, Ишай позвал Давида, и именно на него указал через пророка Ашем. — "Встань и помажь его! Это царь, которого Я усмотрел для Израиля!" Увидев Давида, Шмуэль подумал: "Лицо его красное, как у Эсава; должно быть, он убийца!" — Давид не таков! — заверил его Ашем. — Он будет убивать только с одобрения Санхедрина! И действительно, Давид умел управлять своими страстями, используя их для служения Ашему. Эсав же, напротив, использовал свои природные склонности только для негативных целей. Даже в момент своего появления на свет Эсав смог совершить преступление: он попытался повредить чрево Ривки, чтобы помешать рождению Яакова. К счастью, Яаков успел схватить брата за пятку и выйти на свет вслед за ним, но Эсаву все же удалось повредить чрево матери,и она не могла больше иметь детей. Ашем позволил Эсаву нанести такой вред Ривке, ибо Он решил наказать ее за то, что во время беременности она не была терпелива. Для чего Тора рассказывает нам о том, что в момент появления на свет Яаков держался за пятку Эсава? Здесь содержится намек на то, что Эсав будет пытаться притеснять Яакова все время, пока тот будет находиться в изгнании. Однако, в конечном счете, Яаков поднимется над своим братом. И еще один вопрос. Если Ашем решил даровать Яакову право первенца, почему Эсав первым появился на свет? Конечно же, все произошло не случайно. У Эсава была своя роль во всей этой истории. Представьте себе, что царский сын хочет принять ванну. Кто появится первым в купальне? Конечно же, служитель, который должен приготовить ванну, убедиться в том, что все в идеальном порядке, — и только тогда появится царский сын. Так же и Эсав. Он появился на свет раньше, чтобы устранить все недостатки в характере Яакова. И только потом на свет появляется Яаков — чистый и свободный от порока. Существенно, что Эсав получил свое имя от родителей, а Яаков — от Ашема. Следующая история, приведенная в Мидраше, рассказывает о том, что всем потомкам Эсава было предназначено стать сильными людьми в этом мире. В Тверии жил один свинопас по имени Диоклетиан. Однажды он пас свиней недалеко от бейт-амидраша рабби Иеуды Анаси. Его увидели ученики и стали дразнить и кидать в него камни. Диоклетиан надолго запомнил эту неприятную историю и, когда через много лет стал римским императором, решил отомстить евреям за нанесенное когда-то оскорбление. Как-то он проводил лето в городе Памеас на берегу Иордана. И вот в канун шабата он послал жителям Тверии письмо следующего содержания: "Я требую, чтобы все учителя и начальники города прибыли ко мне в воскресенье утром". Диоклетиан намеренно отправил это письмо в пятницу вечером, прямо перед заходом солнца, поскольку знал, что евреи в шабат далеко от своих домов не уходят, а добраться до Памеаса за одну ночь после окончания шабата они явно не успеют. Таким образом, он получил, наконец, возможность отомстить своим обидчикам. Рабби Шмуэль бар Нахман пошел к реке, чтобы искупаться накануне шабата. По дороге он повстречал р.Иеуду Анаси, стоявшего в грустной задумчивости около бейт-амидраша, и спросил его: — Чем ты так озабочен? — Получен приказ от императора, чтобы я и многие другие предстали перед ним в воскресенье утром. Но как мы успеем добраться до Тверии после окончания шабата? — Не расстраивайся, — сказал ему р.Шмуэль. — Создатель непременно сделает для тебя чудо! И они отправились оба в купальню, где действительно начали твориться чудеса. Перед ними неожиданно возник демон купальни, который чему-то радовался и постоянно приплясывал. Р.Иеуда Анаси хотел прикрикнуть на него, но р.Шмуэль остановил товарища: — Не трогай его. Разве ты не понимаешь, что он послан Ашемом помочь тебе. — Затем р.Шмуэль упрекнул демона: — Чему ты радуешься, когда твой господин, р.Иеуда, в беде? — Не беспокойтесь, — ответил демон. — Отправляйтесь по домам и спокойно встречайте шабат. Ваш Господин сотворит для вас чудо! В воскресенье утром я доставлю вас к императору. На исходе шабата демон перенес по воздуху р.Шмуэля и р.Анаси к воротам Памеаса. Как только демон опустил их на землю, рабы сообщили императору, что евреи прибыли. Тогда император приказал немедленно закрыть ворота, чтобы они не смогли войти в город. Но демон опять их выручил. Он поднял р.Иеуду и р.Шмуэля над воротами и перенес их в город. Не сумев помешать евреям проникнуть в город, император решил расправиться с ними другим способом. — Евреи смогут предстать передо мной только после того, как они омоются в купальне, — объявил он. — Но прежде чем они войдут туда, я приказываю — нагревайте купальню три дня. Что он задумал? Он приказал довести воду до кипения, прекрасно понимая, что на сей раз евреям не удастся спастись. Так слуги императора и сделали. Они грели воду три дня, но когда р.Иеуда и р.Ишмаэль вошли в купальню, то, как это ни удивительно, они даже получили удовольствие от купания. И на сей раз не обошлось без помощи доброго демона. Он все время наливал в бассейн холодную воду и поддерживал в купальне нормальную температуру. Итак, евреи смогли омыться, как и просил император, после чего предстали перед ним. Император сказал им: — Вы прекрасно знали, что ваш Б-г творит чудеса и помогает вам. Надеясь на это, вы много лет назад поступили со мной очень дурно, оскорбив будущего императора. И он напомнил им историю, которую не мог забыть столько лет, историю о том, как однажды ученики бейт-амидраша кидали в него камни, а мудрецы не остановили их. — Но ведь ты был тогда всего-навсего простым свинопасом, — сказали мудрецы. — Сейчас, когда ты стал императором, мы относимся к тебе с должным уважением. — Да, но в то время вы поступили очень плохо. Никогда не следует презирать маленького римлянина или даже перса! В один прекрасный день все может измениться, и он станет могущественным правителем. Эта история учит нас тому, что евреи должны стараться жить, не навлекая на себя гнев со стороны окружающих народов. Согласно законам Торы, евреям не следует отдавать все силы решению общественных и государственных проблем той страны, где они живут. Надо стараться отстраниться от этих проблем и уж во всяком случае не быть в числе активных борцов. Мы знаем, что, руководствуясь таким принципом, мудрецы уклонились от ответа Ахашверошу, который просил их совета о том, как следует наказать Вашти за ее поведение. Они рассудили следующим образом: "Если мы признаем публично, что она виновна, то царь впоследствии сможет обвинить нас в ее смерти. Если мы объявим ее невиновной, он направит свой гнев на евреев за то, что они его не уважают". Поэтому они ответили так: "С тех пор, как разрушен Храм, мы не обладаем мудростью, необходимой для того, чтобы быть судьями в вопросах жизни и смерти. Обратись к своим советникам из Аммона и Моава!" (Мегила 126). Наши Мудрецы утвердили множество законов, соблюдая которые евреи сохранят нормальные отношения с окружающими их народами.

Теги других блогов: религия истории Мидраш